Блог
Полезные материалы по ко-маркетингу
Внимание! Мы размещаем материалы только из области ко-маркетинга.
Ваше имя *
E-mail *
Тип статьи *
Заголовок статьи *
Текст *
РазместитьБанковский сектор с начала 2000-х стал в России одним из наиболее высококонкурентных, что выражается, в том числе, и к внедрению отечественными банками лучших мировых практик, чтобы предлагать своим клиентам более выгодные и интересные условия. Даже крупные государственные финансовые корпорации, такие как Сбербанк и ВТБ, активно включились в конкуренцию за розничного потребителя с другими банками, заметно уступающими им по активам, но бывшие куда как более клиентоориентированными. Одним из инструментов увеличения клиентской базы и улучшения финансовых показателей в розничном сегменте стала реализация успешных кобрендинговых проектов с широко известными компаниями, работающими в совершенно разных сферах бизнеса.
Кобрендинговые карты дополняют возможности стандартного "пластика" участием на выгодных условиях в системах лояльности выбранной компании или альянса. Кобрендинговые карты - это кредитные или дебетовые (расчетные) карты, обычно имеющие особый дизайн, сочетающий логотипы и фирменный партнеров по проекту. Развитие рынка кобрендинговых банковских карт началось с запуска западными банками совместных проектов с ведущими альянсами авиакомпаний. В нашей стране история кобрендинговых банковских карт насчитывает всего 10-15 лет, с момента появления совместного продукта российской "дочки" Citibank с авиакомпанией Lufthansa (Miles&More), а также проекта Аэрофлота с несколькими отечественными банками (Аэрофлот-Бонус).
С технической точки зрения такие карты ничем не отличаются от обычных VISA или MasterCard выбранной категории, но дают своим клиентам различные привелегии от партнера по проекту. В случае с авиакомпаниями обычно это заключается в начислении дополнительных бонусных миль за покупки по карте, а не только за приобретение билетов на рейсы, возможности повысить класс обслуживания или воспользоваться комфортабельными залами ожидания в аэропорту. Обслуживание кобрендинговых карт обычно немного дороже, чем стандартные условия в том же самом банке, но это с лихвой компенсируется бонусами при активном использовании. В большинстве случаев кобрендинговые дебетовые карты "возвращают" больший процент от суммы покупок, чем карты cash back, возвращающие часть суммы покупок наличными на счёт самой карты.
Как и любой другой инструмент комаркетинга, выпуск совместных карт выгоден всем сторонам проекта: банки зарабатывают дополнительные комиссии за проведение операций по картам, проценты по используемым кредитным лимитам; компании-партнеры увеличивают продажи, повышают узнаваемость своего бренда и осведомленность целевой аудитории о товарах и услугах, а клиенты получают дополнительное вознаграждение за повседневное использование карты. Однако, рост числа совместных банковских продуктов привёл к резкому увеличению числа неудачных проектов, что говорит о необходимости детальной, тщательной проработки всех деталей, чтобы создать по-настоящему интересный для потребителя продукт. Рассмотрим российский опыт выпуска кобрендинговых карт и историю развития данного вида банковских продуктов в нашей стране.
Первым делом самолеты, ну а шопинг уж потом...
Как мы уже отметили, первые кобрендинговые карты Сбербанка и многих других кредитных организаций были выпущены совместно с крупными авиаперевозчиками. Причиной тому стал не только мировой опыт, но и характерные особенности внушительной части авиапассажиров - достаточно обеспеченные, активные люди из крупных городов, часто пользующиеся своей картой для безналичной оплаты товаров и услуг. А ведь ещё 10 лет назад примерно 90% владельцев карт имели всего лишь одну, зарплатную карту, и 90% из них использовали её для снятия наличных в банкоматах. Страшный сон для банков, зарабатывающий свой процент от платежных систем при безналичной оплате! Именно поэтому такой выбор партнеров был единственно верным, а кобрендинговые карты Аэрофлот Бонус, кобрендинговые карты S7 и других компаний с успехом выпускаются и сегодня.
Настоящий бум совместных проектов начался после 2005 года на фоне общего улучшения экономической ситуации и перехода значительной части населения крупных городов на оплату пластиковыми картами. Кобрендинговая карта Альфа Банка стала неизменным спутником сотен тысяч, ведь именно крупнейший частный банк страны стал настоящим пионером в реализации таких проектов. Кобрендинговые карты для женщин с журналом Cosmopolitan, совместный проект с крупнейшим сетевым ритейлером X5 Retail Group, сотрудничество с М.Видео, благотворительный проект с Всемирным фондом дикой природы WWF, расширение сотрудничества с транспортными компаниями за счёт Ural Airlines и других перевозчиков - вот лишь краткий перечень наиболее известных проектов банка в середине прошлого десятилетия. Потрясающее разнообразие как различных партнеров, так и дополнительных возможностей для клиента - от бонусов на покупку продуктов или техники до значка "Хранителя Земли" от крупнейшей международной организации в сфере защиты природы.
Проекты ритейлеров по выпуску кобрендинговых карт были столь же разнообразны, как и те результаты, которых удалось достичь. Некоторые компании, например, "Евросеть", даже использовали собственную сеть для оформления и выдачи совместной с банком карты "Кукуруза". Можно вспомнить и довольно успешный опыт выпуска Megacard - карты "Кредит Европа Банка" для постоянных покупателей магазинов в торговых центрах МЕГА. В продуктовом ритейле достичь заметных успехов за счёт кобрендинговых карт компаниям не удалось, а сегодня такие карты и вовсе вытеснены с рынка более универсальными картами cash back, которые иногда дают возможность выбора категорий товаров с повышенным процентом возврата. Возможно, ещё одной причиной такой неудачи стало предпочтение массового потребителя к использованию карты для получения моментальных скидок на товары, а не для накопления баллов для экономии в будущем.
Кобрендинговые карты не обошли стороной и "большую тройку" мобильных операторов - Мегафон, МТС и Билайн. Часть средств, потраченных на приобретение товаров и услуг по карте, перечислялась на счёт телефона владельца, что позволяло пользоваться услугами связи практически бесплатно или получить серьезную скидку. В последнее время весьма популярны карты для автолюбителей - кобрендинговые карты Газпромбанка с сетью АЗС Газпромнефть и кобрендинговая карта Ликард с банком Уралсиб дают возможность отлично сэкономить на топливе, что очень важно для любого водителя. Случаются и довольно экзотические проекты, например, специальные карты для любителей популярных онлайн-игр и постоянных пользователей интернет-аукционов. Таким образом, на сегодняшний день многообразие видов кобрендинговых карт действительно впечатляет.
Совместный проект - совместный успех: как этого достичь?
Банковская статистика неумолимо говорит о том, что в США около половины всех банковских карт являются кобрендинговыми, в то время как в нашей стране - на порядок меньше. Основных причин тому несколько:
Кроме того, зачастую сами банки и их партнеры совершают ошибки при формировании продукта, определении возможного интереса к нам со стороны различных фокус-групп. Для успеха проекта необходимо глубокое понимание собственной целевой аудитории, портрета клиентов выбранного банка, сегментации различных банковских продуктов. Кобрендинговые карты - это инструмент для крупного бизнеса или просто хорошо известных в своей сфере компаний (лидеров в конкретных сегментах), чей бренд сопоставим по силе с брендом самого банка. Возможность выпуска совместных карт региональных компаний с местными банками теоретически возможна, но на практике об успехах таких проектов известно не очень много. Безусловно, и сами банки вряд ли пойдут на сотрудничество в такой форме, не имея четкого представления об увеличении клиентской базы и достижении конкретного финансового результата в ближайшем будущем.
В России развитие рынка кобрендинговых банковских карт имеет значительный потенциал роста. Совместная задача бизнеса и банковского сообщества - реализовать эти возможности на благо российской экономики в целом.
Кросс-промо или кросс-промоушн (от англ. Cross-promotion – перекрестное продвижение) представляет собой популярный маркетинговый инструмент, направленный на стимулирование сбыта товаров и услуг нескольких компаний одновременно.
В России развитие рынка кобрендинговых банковских карт имеет значительный потенциал роста. Кобрендинговые карты - это кредитные или дебетовые (расчетные) карты, обычно имеющие особый дизайн, сочетающий логотипы и фирменный партнеров
Что бы кросс-маркетинговый проект показал лучшие результаты, необходимо придерживаться основных правил и следовать общим рекомендациям. Работу в данном направление необходимо разделить на 6 этапов, которые включают в себя выбор партнеров, описание проекта, установление контакта, согласование условий, запуск проекта и расширение сотрудничества.
Модный сегодня термин «кобрендинг» (от англ. cobranding) хорошо знаком маркетологам ещё с университетской скамьи. Кобрендинг – это «равный брак», хоть и требует длительного и точного расчета.
Швейцарская часовая компания- производитель Swatch при поддержке платежной системой Visa реализовали проект, дающий возможность владельцам карт осуществлять покупки по бесконтактной технологии NFC с помощью наручных часов. Ожидается, что часы поступят в продажу в США, Швейцарии и Бразилии в начале 2016 года, а их стоимость составит 90-100 швейцарских франков (чуть менее $100)